Опека уверена - с ней дети в опасности
У 17-летней мамы изъяли двоих детей, передали временным опекунам. Соцзащита считает, что Полина не способна воспитать малышей, более того - с ней их жизнь подвергается опасности. Однако суд не посчитал эту опасность доказанной и учел мнения свидетелей, отказав в лишении девушки родительских прав. Но детей не вернут, пока решение суда не вступит в силу. Почему этого не произошло и может не произойти — в репортаже.
В мае Полина станет совершеннолетней, но первенца Арсения родила еще в 15, училась в шестом классе. Дочку Викторию - в прошлом мае. Жила с гражданским мужем в квартире его деда в Новых Горках. Сейчас - ни мужа, он в СИЗО, ни детей - их забрали в дом ребенка еще в прошлом августе. На маминой кухне в Шуе рассказывает, что полицию тогда ночью вызвала сама - поссорилась с мужем, хотела забрать детей и уехать к матери, а муж и его бабушка ей не отдавали.
На тревожный звонок об угрозе жизни детей полиция приехала с инспекторами ПДН, потом вызвали сотрудников опеки. Впрочем, это был далеко не первый визит в семью. На этот раз детей решили забрать.
Так двухлетний Арсений и четырехмесячная Вика оказались в доме ребенка. Полина регулярно навещала малышей, вместе с их прабабушкой и прадедушкой со стороны гражданского мужа. Прадед Николай Выренков вспоминает - тогда не думали, что детей могут потерять навсегда, ждали суда, куда опека обратилась с иском, верили, что Полину не лишат родительских прав. Ничего, говорит, она не опасна для малышей.
В лежневской соцзащите говорят - не сразу и не из-за одного скандала. Семья появилась в Новых Горках в августе двадцать первого года. Стали поступать звонки соседей и обращения полицейских на скандалы, ругань, алкогольные гулянки при детях. Полина и сама вызывала правоохранителей, когда муж однажды схватился за ножи. В течение двух лет за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей на Полину Аникину было составлено два десятка административных протоколов. А в прошлом году она попалась на краже в магазине, получила судимость.
Полина настаивает: алкоголем не злоупотребляет. Соцзащита ссылается на протоколы, где девушка сама признает, что оставляла малышей одних, уезжала ночью в бар, выпивала с подругой.
В суде от некоторых своих заявлений в протоколах девушка отказалась, якобы тексты писали за нее, подписывала, не читая. Но суд учел в первую очередь то, что никто из свидетелей, винивших Полину в употреблении алкоголя не видел этого лично, а лишь ссылался на чужие слова.
Суд посчитал, что нет оснований для лишения Полины родительских прав и даже для ограничения. Угроза детям не доказана, а несовершеннолетняя мама после изъятия детей может и вовсе утратить семейные ценности и ориентиры. И вынес предупреждение о необходимости изменить свое отношение к воспитанию. Но Арсений и Вика домой не вернулись - они еще в октябре были переданы временным опекунам, которые теперь очень хотят стать постоянными. Молодая пара из Владимирской области оспорила решение суда, ждет апелляцию и обратилась в ток-шоу на федеральный канал, где получила поддержку. Не только моральную.
В соцзащите уверены, что спасли детей от вполне реальных угроз. Изъятие - это исключительная мера. Но в доме, говорят, иногда даже не было еды, как в день, когда Вику и Сеню увезли.
При этом, комментируют в соцзащите, Полина с августа никак не изменила свой образ жизни - не вышла на работу, не возобновила учебу, единственный доход - пособия на детей. Девушка, в свою очередь, в будущем уверена.
Свекрами Полина зовет Николая Выренкова с супругой. Он хотел оформить опеку над детьми, потратил два с половиной месяца, но не подошел по здоровью. Впрочем, говорит, все равно не успел, владимирской паре Сеню с Викой отдали уже в октябре. Сейчас и родные малышей и соцзащита и временные опекуны ждут апелляционного суда, дата еще неизвестна. В прошлом году в Ивановской области в связи с угрозой жизни и здоровью из семьей изъяли восемь детей.
Татьяна Прокопенко, Владимир Хмелев, телекомпания «Барс»