1996 год. Двое мужчин в гараже начинают делать иконостас. Удивительно, но именно так зарождалось большое производство мастерской «Палехский иконостас». С прошлого года здесь принимают не только заказчиков, но и туристов. Сегодня в гостях - студенты ивановских вузов. Олимп предприятия - где разрабатывают проекты и 3D модели иконостасов для станков. Наглядные результаты - в цеху резьбы по дереву. Но машина не может сделать совершенную деталь. До идеала ее доводят руки мастера, который убирает все заусенцы и осколы.
А это золотые мастерицы. Для работы у них есть мини-книжечки, страницы которых из сусального золота. Видите, мастер разрезает сусальное золото специальным ножом на специальной подставке на небольшие кусочки. А дальше тонкие пластинки приминают кисточками и растирают обычной ватой. Здесь образы святых переносят на огромные полотна.
Чаще всего над одной иконой работают несколько человек. Один расписывает одежду, второй - лики, а третий наносит финальный, золотой штрих. Используют технологии трехсотлетней давности - темперные краски. Но иногда прибегают и к современности - акрилу. Здесь всегда рады гостям. Ведь именно они разносят весть о талантливых мастерах в русской глубинке. Это помогает увеличить географию заказов: от Калининграда до Амурской области. И даже до зарубежья. Мастерская изготовила уже более трехсот иконостасов. Развивать предприятие помогает и государство.
По факту это мини-цех. Занимает два этажа, где трудятся 30 человек. Часть - на дому. Работают по двум направлениям: это лаковая миниатюра и роспись храмов.
Неповторимы как роспись, так и инструменты для ее создания. Смола, агатовый зубок, перья и камни. Последние нужно растереть над глянцевой поверхностью.
- И пальчиком вот так потереть. Да-да, это такой абразив, который собственно делает из глянцевой поверхности матовую.
- Он матирует поверхность для чего?
- Чтобы краска прилипла.
Сначала накладывают белила. Этот слой необходим, чтобы при следующем покрытии сквозь краску не проступали чёрные пятна. Сам рисунок наносят через лупу. Такие детализированные картины могут рисовать от четырех недель и до нескольких лет. В коллекции мастерской есть даже икона, заказанная космонавтом Сергеем Рыжиковым. Он брал ее с собой в полет.
Главная цель палехских художников - добиться того, чтобы золото горело. Для этого картину полируют агатовым зубком. Осторожно, чтобы не повредить. Предприятие также открыто для сотрудничества. Проводит тематические выставки, приглашает студентов на производственную практику. Есть серьезные мысли и по промтуризму.
Сегодня промышленный туризм помогает предприятиям выстроить новую, открытую политику в общении с потребителями, партнерами и будущими сотрудниками.
Мария Щанова, студентка Ивановского политехнического университета: «Я думала вообще, что иконы и иконостас - это так скучно. А приехали туда - там так много всего интересного. Больше всего мне понравились витражи, там маленькие стеклышки».
Марина Горбачева, студентка Ивановского политехнического университета: «Я думала, что это настолько скучно, что сидишь, что-то там рисуешь, но сейчас я поняла, что зря вот не рассказывают про это».
В команду акселератора промышленного туризма входят не только производства народно-художественного промысла, но также текстильной и машиностроительной отрасли.
Алина Марычева. Денис Железов. Телекомпания «Барс».