Реклама
16+
Написать нам
Написать нам или предложить новость Разместить рекламу
Телефон горячей линии:
В нерабочие часы звонок принимает виртуальный помощник, который оперативно направит нам ваше сообщение
Для отправки сообщений, фото, видео
Репортажи
/
Культура
27.01.2023
3453

Выйти из сумрака: фонари и фонарщики Иваново-Вознесенска

Ivanovonews на
Поделиться:

Первые фонари в областном центре появились из-за неформального противостояние жителей Вознесенского посада и крестьян села Иваново. Чтобы город перестал тонуть во мраке, потребовалась почти четверть века. Как развивалась система уличного освещения в дореволюционном Иванове - в репортаже из цикла «Неизвестная история родного края».

Первые фонари в Иванове зажглись в 1869 году. 25 светильников установили при въезде в Вознесенский посад. Это небольшой участок современного проспекта Ленина между Театральным мостом и цирком. Света они давали немного. Мощность одного керосинового фонаря составляла всего десять свечей. Смысл установки был в другом. Жители промышленного Вознесенского посада относились к крестьянскому населению села Иваново с долей превосходства. Фонарный свет при въезде на левый берег Уводи должен был его подчеркнуть.

Дальнейшее развитие системы уличного освещение продолжилось, когда село и посад стали одним городом. За 20 лет количество фонарей с 25 выросло почти до 500. Работали они девять месяцев в году.

Егор Бутрин, главный археограф госархива области: «Изначально не зажигались с начала апреля по середину августа. То есть с 15 апреля по 15 августа считалось, что это светлые ночи, фонари не зажигаются. И плюс не зажигалось там примерно 40 дней в году в лунные ночи».

Первым ивановским фонарщиком стал Мина Латышев. К началу XX века число таких работников выросло до 24-х. Они подчинялись полицмейстеру. Работа была не из легких. Фонарщик носил с собой бидон с керосином и тяжелую лестницу. Передвигаться приходилось впотьмах. Согласно постановлению, зажигать фонари нужно было через час после наступления сумерек. При отсутствии мощеных дорог особенно тяжело приходилось в осеннюю распутицу. При этом жалованье составляло всего шесть рублей. В два раза меньше, чем у неквалифицированного рабочего на фабрике. Поэтому текучка кадров была большая, контингент специфический.

Егор Бутрин, главный археограф госархива области: «Я нашел донесение о том, что фонарщик не зажег фонари почему-то. А вот мы его обнаружили в канаве пьяным. Или фонарщика, не зажег фонари, нашли всё-таки его квартиру, нашли в квартире беспробудно пьяным. Даже не смогли добудиться, чтобы он просто встал, ответил на вопросы. Ну, и соответственно после некоторого количества взысканий фонарщик увольнялся. На работу поступал новый».

В результате городские власти решили отказаться от услуг фонарщиков. Эти функции за дополнительную плату были переданы сторожам. А в начале XX века в городе появились более совершенные керосино-калильные светильники. Такие фонари давали в несколько десятков раз больше света. И требовали специального ухода.

Егор Бутрин, главный археограф госархива области: «Керосино-калейные фонари довольно сложное хозяйство. То есть там нужно было очень много приспособлений разных. Нужны были газовые баллоны. Потому, что под давлением углекислого газа подавался керосин в сам фонарь. Нужно было хорошее образование, чтобы всё это обслуживать. И соответственно, обслуживать фонари должен был монтёр, респектабельный довольно мастер. И получал он уже 50 рублей».

Это в три раза выше, чем у рабочего на фабрике. В 1911 году в Иванове впервые появилось электрическое уличное освещение. Такими фонарями была полностью освещена Александровская улица. Это современный проспект Ленина. И несколько улиц в центре города. Были планы развиваться и дальше. Но их нарушила первая мировая война. Из-за недостатка финансирования проекты были свернуты.

Сергей Веселов, Владимир Хмелёв. Телекомпания «Барс».

Поделиться:
Написать авторам

Нашли ошибку? Выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Здесь может быть Ваша реклама
Разделы
Читайте нас на
Реклама