От идеи до проекта. Как один человек смог сохранить то, о чём молчат уже 20 лет? Мы отправились в одно из самых глухих мест Южского района, чтобы показать утраченное наследие. Что ещё можно спасти и как это сделать? Смотрите в специальном репортаже.
Южа. Город, окружённый живописными пейзажами, местными легендами и двумя культурными центрами области. Церковные мотивы встречаются практически в каждой второй работе художников Палеха и Холуя. На полотне и шкатулках религиозные сюжеты уже давно стали классикой. Отец Алексей вот уже много лет ведёт службу в церкви на окраине города. Ещё в девяностые годы закончил духовную академию и перебрался сюда, в небольшой провинциальный городок. 20 лет он наблюдает, как святыни и предметы вдохновения творцов разрушаются один за другим. Не желая мириться с ситуацией, священник решил взять всё в свои руки. Сначала восстановил Южскую церковь, где ведёт службу, а теперь взялся и за район. Так и появилась лесная жемчужина.
100 километров зелёного моря - всё, что осталось за храмом. Десятки деревень просто исчезли с карт. Однако есть места, где ещё теплится жизнь.
Пара километров асфальта и ещё десяток по бездорожью, чтобы добраться до озера. На его противоположных концах расположились сёла: Большая и Малая Ламна. На Малой Ламне тоже есть церковь, но службы здесь не ведутся уже долгие годы. За архитектурным и историческим наследием присматривают местные. Постоянной жизни здесь нет. Только несколько дачных участков. Но и тут есть на что посмотреть - сказочная поляна в духе русских сказок и небольшая беседка на берегу озера. Отсюда православные паломники и начинают свою переправу на Большую Ламну.
Если плыть напрямую, то маршрут составляет около полутора километров. Отдельно по озеру мигрируют острова. То отделяются, то стыкуются с берегом. Из-за течения переправа занимает почти час.
Денис Воробьев, корреспондент:
-Добраться до Большой Ламны можно только вплавь. Местные называют это озеро янтарно-бриллиантовым из-за его кристальной чистоты. Отец Алексей, расскажите, сколько нам ещё добираться и что из себя представляет Большая Ламна?
-Плыть нам ещё примерно полтора километра, это поперечное озеро, в длину оно больше немного. Село Большая Ламна известно с начала 17 века в письменных источниках и там уже в 18 веке было два храма - Сретения и Никольский. Сретенский храм вскоре стал разрушенным и не упоминается уже в книгах начала 18 века, а Никольский храм существовал вплоть до постройки каменной церкви.
Церковь всегда была центром притяжения окрестных деревень. Поэтому во второй половине 19 века место стало очень популярным. После переправы нашей съёмочной группе пришлось пройти ещё километр по полю. Дороги здесь давно заросли, а само озеро обмелело. По словам батюшки, от крупного некогда колхоза и фермерского хозяйства остались лишь воспоминания.
Несмотря на полное запустение, святое место и сегодня пользуется большим спросом. Всего две недели назад паломники шли теми же тропами.
Отец Алексей, настоятель храма Смоленской иконы Божьей Матери:
-8 августа у нас по расписанию крестного хода был молебен о спасении России в церкви Большой Ламны, а до этого за 2 недели приезжали с косарями, прокашивали возле храма заросшую траву. А так, конечно, получается раз в году посещаем эти места.
-А как добираться приходится? Тоже такими тропами?
-Ну, конечно. На резиновых лодках. На этой самой и плыли.
Всего на Большой Ламне был десяток дворов. В 80-е годы прошлого века местные начали массово эмигрировать в города. Сейчас на месте имений растут яблони и сливы. От храма же сохранилась лишь двухъярусная колокольня, стены и четверик. Когда-то он состоял в своде памятников истории и архитектуры, однако за 20 лет сохранить наследие не удалось.
Место выбрали не случайно. Село находится буквально в 4 километрах от Холуя. Там священник и решил начать свои первые шаги на пути к большой цели. Пообщался с художниками, рассказал о своей идее. Те вдохновились и теперь активно участвуют в спасении храма.
Молодёжь и местные жители практически самостоятельно проводят аварийные работы. Накрывают алтарную и трапезную части церкви. Суть проекта не только в восстановлении, но и сохранении истории. Поэтому около объекта сделали отдельную, так называемую памятную площадку. Уже засыпали гравием и поставили скамейки. В ближайшее время здесь появятся электронные стенды. Сейчас проект можно назвать пилотным. Как говорит настоятель, всё только начинается. Главная задача сейчас — это объединение усилий и привлечение молодых ребят. Для этого уже создали и сайт, и интернет-паблики в соцсетях.
Начало положено. В очереди ещё 4 храма, которые нуждаются в экстренной поддержке. Главная цель - создать единую базу памятных мест. Чтобы на пустыре, в лесах и полях, где когда-то был человек, стояли подобные памятные стенды. Всё бессмертно, если жива память.
Денис Воробьев, Григорий Мартьянов, телекомпания «Барс»