Вход

Логин
Пароль
Войти используя свой аккаунт в социальной сети

Регистрация

Логин
пароль




Зарегистрироваться используя свой аккаунт в социальной сети

Репортажи

16.03.2015 14:41

БЕСКОНЕЧНАЯ РЕФОРМА

На этой неделе принят закон, по которому главы городов и поселков превращаются в спикеров местных Советов и Дум. А все полномочия переходят к тому, кого сейчас принято называть "сити-менеджером". Двоевластие прекращается. Вся эта конфигурация начнет работать уже осенью после муниципальных выборов. Однако если в результате этих выборов на какой-либо территории партия власти не наберет большинства, то ситуация для команды губернатора развернется на прямо противоположную. Оппозиционный сити-менеджер, да еще и с полномочиями главы муниципии, да еще и при депутатской поддержке - это будет серьезный удар по вертикали власти. Поэтому намечающиеся выборы как никогда принципиально важны как для Конькова, так и для оппозиции. Ну, а подробно обо всех новшествах и причинах изменений - наш корреспондент.

За тремя вещами можно наблюдать бесконечно: как горит огонь, как бухгалтер выдает зарплату, и как государственная власть реформирует муниципальную. Каждые пять лет перед очередными местными выборами в Ивановской области происходят масштабные изменения законодательства. В 2005-ом вместо двух с половиной десятков администраций появилось две сотни. В 2010-ом вместо одного главы в каждом муниципалитете появилось два. Модный тренд этого сезона - сокращения. И поселений, и администраций, и глав. Авторы наделавшего десять лет назад много шума 131-го федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» преследовали один общий принцип: сделать власть доступной для народа. Вследствие этого свои администрации появились в каждой деревне. Власть стала ближе, но народу от этого лучше не стало.

Андрей Кабанов, 1-ый зам. председателя правительства Ивановской области:"У нас есть поселения, в которых живет несколько тысяч человек. А в некоторых живет 200-300 человек. Бюджеты таких поселений от двух до пяти миллионов рублей в год. В связи с тем, что львиная доля средств тратится на содержание администрации, у административных органов этого поселения на решение вопросов местного значения денег не остается, и поселения живут за счет каких-то подачек из региона".

С подачками сейчас напряженка. Да и руководить в ручном режиме каждой деревней областным властям невмоготу. Решение нашлось простое: вернуть все назад. То есть укрупнить поселения и сократить количество чиновников. Идея не нова. В 2009-ом году в ряде районов области к таким методам уже прибегали. Например, в Заволжском районе от десяти осталось четыре. Через полгода эксперимент повторили в Тейкове. Люди идею поддержали, на объединительные референдумы шли охотно. Ведь приложить руку к сокращению управленческого аппарата приятно каждому.

Анатолий Козлов:"Иду с приподнятым настроением. Должны быть у нас улучшения. Будет объединение, сокращен аппарат. Чем меньше будет начальников, тем нам будет лучше".

В этот раз объединять будут поселения Южского, Палехского, Юрьевецкого, Пестяковского и Лежневского районов. Те, в которых численность населения меньше тысячи жителей. И референдумов проводить не будут. Законодательство теперь разрешает областной власти заниматься территориальным планированием без учета мнения жителей. Это, конечно, удешевляет процесс. Но не защищает от эксцессов. А таковые возможны. Год назад жители деревни Тимошиха в Ивановском районе даже вышли на улицы в защиту сельских чиновников, когда узнали, что тех собираются переместить в другой населенный пункт. Но этот случай скорее исключение. В основном жители положительно относятся к вопросам оптимизации управленческого аппарата, поэтому у областной власти нет никаких сомнений и по поводу второй громкой инициативы: объединения администраций районов и городов, которые в этих районах имеют статус райцентров. Все предыдущие реформы привели к тому, что в таких городах, например, как Лух, Пучеж или Юрьевец люди окончательно запутались, куда к кому идти. И чиновники этим не стесняются пользоваться.

Ольга Поскребышева:"Ходят от одной администрации в другую, бегают. Их посылают в районную. Из районной посылают в городскую. На такое небольшое количество населения две администрации с такими штатами… Наверное, каждый горожанин задает такой вопрос".

В качестве ответа на этот вопрос областное правительство внесло в думу законопроект, которым лишнее управленческое звено должно быть ликвидировано. Депутаты инициативу поддержали. В минувший четверг судьба раздутых муниципальных штатов была решена окончательно.

Андрей Кабанов, 1-ый зам. председателя правительства Ивановской области:"В сентябре будут созданы единые администрации, то есть поселение как таковое, оно сохранится. Будет совет городского поселения. У них будет свой бюджет. Но распоряжаться им будет районная администрация. Это действительно позволит сэкономить на чиновничье-бюрократическом аппарате".

Этим же законопроектом в систему местного самоуправления Ивановской области внесено еще одно, очень существенное изменение. Одним документом губернатор убил двух зайцев. Если точнее - двух глав. В 2010-ом полномочия главы и главы администрации муниципалитета разделили. В каждом районе и городе появилось по два начальника. Теперь получается, что одна голова хорошо, а две лучше - это не про нас. За пять лет разобраться в том, кто главнее, не смогли даже сами главы, не говоря уже о населении. Отсюда часто возникающие конфликты, неуместные амбиции, обиды, выяснение отношений. В общем, эксперимент посчитали неудавшимся. Область возвращается к единоначалию.

Андрей Кабанов, 1-ый зам. председателя правительства Ивановской области:"На наш взгляд, в такой непростой экономической и внешнеполитической ситуации это большая роскошь. И на сегодняшний день все-таки мы считаем, что если губернатор, если совет муниципального образования доверили человеку после конкурса управлять этой территорией, то он и должен, собственно говоря, являться и высшим должностным лицом".

Отныне глава будет один. Он же глава администрации. Избираться будет по той же схеме, что и нынешние сити-менеджеры: депутатами по представлению комиссии. Председатель представительного органа, который сейчас именуется главой, оставит за собой лишь полномочия спикера. На вопрос, а интересовался ли кто-нибудь мнением самих муниципальных чиновников на такой поворот событий, глава профильного комитета заявил, что сама инициатива исходила именно от них.

Илья Березкин, председатель комитета по местному самоуправлению ИОД:"Совет муниципальных образований Ивановской области и региональное отделение всероссийского совета по местному самоуправлению неоднократно выходили с инициативами о том, чтобы федеральный законодатель увидел несоответствие, некий перекос в том, что у нас очень много органов муниципального образования называются очень похоже".

Поправки в федеральное законодательство, расширяющие полномочия регионов в сфере организации систем местного самоуправления, вступили в силу 7-го марта. 12-го марта Ивановская область предоставленным ей правом воспользовалась. Теперь у муниципальных парламентов есть три месяца на то, чтобы привести свои уставы в соответствие с новым законом. И в новую пятилетку войти опять с новой системой власти.

Евгений Судибор, Олег Мелехин. Программа "Губерния. Итоги"

  • оцените новость:
  • 
    
    (0)
  • 721
  • 0

Комментарии (0)

Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии
Логин
пароль
Войти используя свой аккаунт в социальной сети
Или пройти стандартный процесс регистрации

Новость дня