Вход

Логин
Пароль
Войти используя свой аккаунт в социальной сети

Регистрация

Логин
пароль




Зарегистрироваться используя свой аккаунт в социальной сети

Новости

24.09.2002 14:58

В благодатные времена социализма родная партия с помощью надзирающих и карающих органов полностью контролировала все предприятия. Знали наши руководители, сколько колосков зреет в поле, сколько винтиков и шпунтиков производят заводы.

В благодатные времена социализма родная партия с помощью надзирающих и карающих органов полностью контролировала все предприятия. Знали наши руководители, сколько колосков зреет в поле, сколько винтиков и шпунтиков производят заводы. И не дай бог кому-нибудь заиметь свои планы на развитие предприятия – без руководящей и направляющей роли партии любой шаг в сторону считался попыткой к побегу и карался на месте. Впрочем, что это я вас пугаю, ведь теперь на дворе – капитализм, рыночные отношения, частная собственность и каждое акционерное общество или частное предприятие управляются хозяевами акций или долей, без ведома властей, не так ли? Как выясняется, не совсем так. Администрация Ивановской области предпринимает активные попытки вернуть себе контроль над предприятиями. Исполнительная власть хочет не только отслеживать сделки частных предприятий, но и влиять на их заключение.

Для такого серьезного заявления у автора статьи должны быть не менее веские доказательства. И они у меня есть.

В июне этого года между администрацией области и учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в дальнейшем – учреждение юстиции) было заключено очень любопытное Соглашение. Полное его название: «Соглашение о порядке предоставления сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ивановской области». Со стороны администрации Соглашение подписал вице-губернатор Александр Канаев. Заключению Соглашения предшествовали просьбы администрации предоставить те или иные сведения по регистрации сделок с недвижимостью. Законный порядок, по которому глава администрации может направить официальный запрос в учреждение юстиции и получить выписку из Единого реестра по интересующему его объекту недвижимости, почему-то перестал устраивать администрацию. Чиновникам потребовался ежемесячный «слив» всей информации по всей базе данных юридических лиц.

Естественно, в учреждении юстиции к таким просьбам отнеслись настороженно. Ведь информация, содержащаяся в реестре, конфиденциальная. Определен порядок ее предоставления и четко очерчен круг лиц, которым она (опять же по отдельным запросам) может быть предоставлена. Учреждение юстиции несет ответственность в том случае, если правообладателю из-за утечки информации будет нанесен ущерб. Кстати, обладатели прав на недвижимость вправе знать, кто и по каким запросам получал информацию об их недвижимости. Руководствуясь этим, в учреждении отказались предоставлять информацию по устным просьбам.

Тогда и родилось на свет Соглашение. На первый взгляд в нем нет ничего необычного. Целью его администрация называет реализацию статей 7 и 8 федерального закона о регистрации недвижимости («Открытость сведений» и «Условия предоставления информации»), но, по сути, подменяет эти статьи. «Учреждение юстиции, - гласит пункт 2 Соглашения, - предоставляет администрации сведения на объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности, и сделок с ним в электронном виде, согласно перечню предприятий, представленному администрацией». Фраза насчет «федеральной собственности» здесь не совсем понятна, поскольку известно, что речь идет о данных по предприятиям. Каким? Вот здесь мы и подходим к самому интересному – Перечню предприятий. По своему объему он в три раза превосходит публикуемые нашей газетой рейтинги ста лучших предприятий Ивановской области и содержит все известные мне крупные, средние и малые предприятия от «Ивэнерго» и «Шуйских ситцев» до Холуйских художественных мастерских включительно. Все сведения о регистрации недвижимости, сделок, внесения в реестр по этим предприятиям, в общем, вся база данных юридических лиц, должны были регулярно перекачиваться в сеть администрации.

Впрочем, в Соглашении были и хорошие пункты. Например, такой – «Информация о зарегистрированных правах не подлежит распространению (разглашению) посторонним лицам». Но, как выяснилось, информация попадала не только к Канаеву, но и в различные управления и отделы администрации. В учреждении юстиции убедились в этом сразу, как только определенный объем информации за июнь был предоставлен в администрацию. Возможно, клерки администрации и не считают себя посторонними лицами, но директора и акционеры промышленных предприятий наверняка считают иначе.

Надо сказать, что действие такого Соглашения – дело самое что ни на есть подсудное. Имелись прецеденты. Руководителям предприятий Ивановской области интересно будет узнать о том, что один из них связан с Московской областью, где был вице-премьером нынешний первый замгубернатора Михаил Бабич. Некий подмосковный предприниматель узнал, что власти области интересовались принадлежащей ему собственностью, решил, что этим ему наносится урон, подал в суд на администрацию и выиграл. И никакой выгоды, окромя позора и полоскания в прессе грязного белья, администрация не получила.

Наша же администрация не собиралась удовлетворяться одной только информацией о сделках. На совещаниях у А. Канаева юристу учреждения давались и такие указания: сообщать и о намерениях юридических лиц по регистрации недвижимости. Прежде чем такая сделка будет зарегистрирована, администрация требовала согласовывать это с ней и регистрировать права на недвижимость лишь после одобрения власти. К счастью, эти неслыханные требования так и не были воплощены в жизнь.

Главный государственный регистратор прав на недвижимое имущество Ивановской области Елена Спановская также решила, что выполнять условия Соглашения учреждение юстиции не обязано. В связи с чем и довела до сведения А. Канаева, что учреждение расторгает Соглашение в одностороннем порядке. По мнению Елены Борисовны, статьи 7 и 8 соответствующего федерального закона достаточно четко определяют порядок предоставления информации: выписки из Единого государственного реестра, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости, предоставляются руководителю органа власти субъекта федерации по письменному запросу. И все. «Слив» информации из учреждения прекратился.

Естественно, администрация на этом не успокоилась. В одном из предыдущих номеров мы уже рассказывали, каким репрессиям вскоре после этого подверглись учреждение юстиции и главный регистратор. Сейчас, когда Е. Спановская доказывает свои права в суде, представители администрации пытаются убедить в необходимости ее отставки министра юстиции Чайку и непосредственно курирующего учреждение его заместителя Карлина. Вспоминая, как по просьбе нашего губернатора слетели со своих мест высокопоставленные чины в Следственном комитете МВД, поневоле приходишь к неутешительному выводу о том, что вероятность снятия Е. Спановской очень высока. Что будет, если на ее место назначат другого, более зависимого от администрации человека? Соглашение вновь будет заключено? Или администрации удастся провести поправки к закону о регистрации недвижимости и сделать деятельность учреждения юстиции полностью подконтрольной?

Все это может случиться. И тогда администрация уже на законных правах сможет следить за предприятиями, установить контроль за их деятельностью. Советую руководителям предприятий в свою очередь следить за поползновениями властей. А то ведь неровен час…

Александр Горохов

Иваново-Вознесенск



  • оцените новость:
  • (0)
  • 784
  • 0

Комментарии (0)

Вам нужно войти, чтобы оставлять комментарии
Логин
пароль
Войти используя свой аккаунт в социальной сети
Или пройти стандартный процесс регистрации

Новость дня